Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковицы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Кингисеппского района Ленинградской области) в семье крестьянина. Русский.
Первоначальное образование — неполное среднее.
Участник Первой мировой войны.
Окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году.
В РККА с 1918 года.
В Гражданскую войну был военным инженером 25-й стрелковой дивизии.
В 1923 окончил Высшую школу военных лётчиков.
С 1925 года — лётчик Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ГВФ). Уехал в Среднюю Азию в качестве лётчика «Добролета» на пассажирских линиях Бухара — Хива, Бухара — Дюшамбе. За четыре с половиной года налетал в Средней Азии 425 тысяч километров.
В 1930 году Управлением гражданской авиации переведён для работы на линию Иркутск — Якутск.
В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов Consolidated Fleetster для спасения челюскинцев. За один рейс вывез со льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США.
В 1937 году в течение трёх месяцев занимал должность командира Эскадры дирижаблей Гражданского воздушного флота.
В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года — начальник Академии ГВФ.
В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1942, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.
Член ВКП(б)/КПСС с 1934 года. Член ЦИК СССР в 1935—1938 годах.
Умер 19 декабря 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Жена — Мержанова Людмила Владимировна (17.8.1918 — 17.4.2008) заслуженная артистка РСФСР, солистка балета ГАБТ Союза ССР похоронена рядом.